Исследования, мероприятия, новости

Рейтинг событийного потенциала регионов®© России, 2015

Рейтинги
Выставочный научно-исследовательский центр R&C продолжает составление рейтинга событийного потенциала регионов России. Исследование проводится на ежегодной основе, его результаты, по сложившейся традиции, представляются бизнес-сообществу на Евразийском Ивент Форуме (EFEA), организатором которого является компания R&C.

Методология

В составе рейтинга рассматриваются важнейшие аспекты, влияющие на развитие ивент-индустрии: материально-техническая база, региональная политика поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, опыт проведения значимых мероприятий, ключевые показатели, характеризующие развитие региона в качестве туристической дестинации.

Пилотный проект исследования проводился в 2014 г. и встретил положительные отклики профессионалов ивент-рынка. В 2015 г. методика его проведения была скорректирована в соответствии с новыми экономическими условиями, сложившимися в нашей стране в течение 2014-2015 гг. Так, была доработана методика отбора исходной базы, в основе которой, как и ранее лежит рейтинг привлекательности городов, составленный институтом территориального развития Урбаника (urbanica.spb.ru). В рейтинге-2015 в базе были оставлены все города - как крупные региональные, так и районные центры - в порядке соответствия ранжированию Урбаники, за исключением Москвы и Петербурга, поскольку данный порядок отражает тенденцию развития внутреннего туристического потенциала российских регионов, являющегося одним из ключевых трендов экономического развитии России в этом году.

Положительным явлением, характеризующим динамику регионального развития, является вхождение в ТОП-10 городов, не являющихся «миллионниками» - Ярославля, Белгорода. Эта тенденция, характерная для всего рейтинга в целом, свидетельствует о стремлении регионов укрепить свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке путем развития событийного туризма и сопутствующих ему активностей. В этой связи еще одним нововведением методики составления рейтинга стала оценка культурного потенциала каждой дестинации в соответствии с Национальным календарем событий, представленным в конце 2015г. на Международном туристском форуме в Петербурге и объединившим наиболее значимые и характерные для каждого региона события.

Описание

Для построения рейтинга используется многофакторный анализ. Методика основывается на агрегировании различных показателей, характеризующих важнейшие факторы оценки потенциала дестинации. Анализируемые показатели разделены на 5 групп.

1. Уровень материально-технической базы – характеризует возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов. Оценивается: наличие конгрессно-выставочных центров, конгресс-отелей, сетевых отелей, Центров Международной Торговли.

2. Позиционирование и продвижение региона – характеризует возможности региона по привлечению туристических потоков. Оценивается: наличие бренда города, программа продвижения в России, программа продвижения за рубежом.

3. Политика дестинации в области ивент-индустрии – характеризует уровень административной координации всех участников рынка. Оценивается: наличие конвеншн-бюро, наличие информационно- туристических центров, наличие политики в сфере поддержки и развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

4. Опыт проведения крупных событий – характеризует привлекательность дестинации для организаторов мероприятия различного уровня. Оценивается: опыт проведения крупных международных событий (спортивных, культурно- зрелищных, деловых, правительственных), наличие запланированных к проведению в ближайшие 3 года событий подобного уровня, опыт проведения международных ассоциативных встреч в течение последних 5 лет, наличие регулярных событий за последние 10 лет.

5. Рекреационные возможности региона – характеризует привлекательность туристического контента дестинации. Оценивается: рекреационный и культурный потенциал, наличие исторически-значимых объектов.

Оценка производится в баллах. На первом этапе определялся рейтинговый балл по каждому показателю, на втором этапе определялся рейтинговый балл по группе факторов, и на третьем этапе определялся интегральный рейтинговый балл. Для оценки значимости каждой группы факторов используются коэффициенты веса, установленные методом экспертной оценки. В качестве экспертов к составлению рейтинга привлекаются ведущие специалисты отрасли.

Тенденции года

По итогам прошедшего года в рейтинге привлекательности произошли существенные изменения. В первой пятерке существенно улучшили свои позиции Краснодар и Уфа, что дало этим городам возможность улучшить свои позиции и в рейтинге событийного потенциала. Лидерами роста стали Самара, Воронеж и Казань. Последняя, традиционно, занимает значимое место на верхних строчках рейтингов туристической и деловой активности. Самара, улучшившая свои позиции по целому ряду социально-экономических показателей, не показала значимых достижений в сфере ивент индустрии, оставшись таким образом, практически на прежнем месте в рейтинге событийного потенциала. Воронеж продемонстрировал рост практически по всем параметрам социальной, деловой и туристической активности.

Лидерами по темпу спада стали города: Астрахань, Пермь и Иркутск. Последние 2 города, обладая солидной материально-технической базой для проведения конгрессов и выставок могут, тем не менее, покинуть наш рейтинг ввиду замедления темпов роста экономики, как это уже произошло в случае Нижнего Новгорода, Новосибирска и Красноярска.
Рейтинг событийного потенциала регионов®© России, 2015

Рейтинг событийного потенциала регионов является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим Выставочному научно-исследовательскому центру (ВНИЦ) R&C (ООО "ВНИЦ Р-н-С"). Методика Рейтинга является объектом авторского права ВНИЦ R&C.